С 01.10.2019 г. по 30.10.2019 г. в МКДОУ «Мятлевский детский сад» в младшей группе был реализован проект по познавательно-исследовательской деятельности.
Целью нашей работы стало создание условий для развития познавательного интереса у детей в процессе экспериментальной деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами, материалами позволяет познать их свойства, качества, возможности.
Перед собой мы ставили следующие задачи:
- создание условий для формирования целостного мировоззрения ребёнка средствами экспериментирования;
- развитие любознательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
- развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости;
- умение делать выводы, а также развитие внимания, восприятия, мышления;
- создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Формы работы, которые мы использовали:
- совместная деятельность воспитателя и детей (опыты, познавательные игры, беседы, наблюдения);
- самостоятельная деятельность в специально организованных условиях;
- организованная совместная деятельность родителей и ребёнка;
- наблюдение на прогулке за объектами живой и неживой природы.
Познавательные игры, которые мы использовали: «Что светит в небе днём, а что ночью» (закрепляют знания о последовательности частей суток по объектам неживой природы). «Что из чего сделано?» (дети определяют качества предметов, классифицируют по заданным признакам). «Кому нужна вода?» (дети уточняют представление о необходимости воды для всего живого) и др.
Мы пришли к выводу: Экспериментальная деятельность вызывает у ребёнка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, способствует воспитанию у него внутренней потребности в знаниях, что является важным критерием в подготовке ребёнка к школе. Учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового.
В нашей группе есть оборудованный центр экспериментирования (разработаны картотеки опытов и экспериментов, научная литература). Мы стараемся пополнять этот центр различными, новыми материалами. И в этом нам очень помогает участие родителей. Вовлечение родителей в совместную с детьми исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность является частью образовательной деятельности в нашей группе. Происходит непосредственное взаимодействие между родителями и детьми, совместная деятельность основывается на поддержании детской инициативы и самостоятельности, поисковой активности.